Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования спортивная школа "Лидер" городского поселения "Рабочий поселок Чегдомын" Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края (МБУ ДО СШ "Лидер")

Created jtemplate joomla templates

 

«Рекомендовано»

Заместителем директора по методической работе

_______Л.А. Мартьяновой

«___»__________2011г.

«Согласованно» Педагогическим советом

«02» октября 2011г.

Протокол № 3

«Утверждено»

Директор МБОУ ДОД ДЮСШ

___________В.В. Михеев

«____»_________2011г.

 
Образовательная программа
«Греко-римская борьба»
(рассчитана на детей в возрасте от 7 до 17 лет)
Срок реализации программы – 8 лет
 
 

Модифицирована:

тренером преподавателем

МБОУ ДОД ДЮСШ «Лидер»

Михеевым Виталием Валерьевичем

 
 
 
 
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Борьба - занятие мужское.
Чуть оплошал, не жди добра.
Как поле боя, топчут двое
Квадрат борцовского ковра.
 
 
 
   Научно-методической основой разработки программы явились концептуальные положения и идеи: Выготского Л.С. о развитии сознания в процессе интериоризации знаний и выделении переживаний ребенка как единицы изучения личности; Бабанского Ю.К., Гордин Л.Ю., Лихачев Б.Т., Ковалев А.Г., Коротов В.М. об единстве обучения, воспитания и самовоспитания, взаимосвязи урочных и внеурочных занятий, органическое единство которых способствует гармоническому развитию личности; А.Г. Асмолов, В.Г. Бочарова, Л.П. Буева, Д.П. Дербенев, Л.В. Мардахаев, А.В. Мудрик, Р.В. Овчарова, М.И. Рожков и др о различных аспектах проблемы влияния социальной среды на здоровье человека; А.И. Лучанкина, А.А. Сняцкого, И.И. Фришман, Е.Б. Штейнберга и др. о
методических аспектах здоровьесберегающих технологий работы с детьми в клубных объединениях. Переосмысление приоритетов образования нашло свое отражение, в
национальной доктрине образования в РФ, Концепции модернизации Российского образования на период 2010 года и в ряде других законодательных и подзаконных актов года №12 ФЗ и Типовому положению об образовательном учреждении дополнительного
образования от 22.02. 1997 года №223 требованиям Министерства образования утвержденным на заседании Научно-методического совета по дополнительному образованию детей от 03.06.2003 года. В отличие от стандартных, представлена модель построения системы многолетней тренировки. К программе составлены: учебный методический план дополнительного образования по греко-римской борьбе, примерные
планы - графики учебного процесса, варианты распределения занятий в недельном микроцикле в зависимости от периода и условий подготовки. В программе определенна общая последовательность изучения программного материала, что позволяет придерживаться единого стратегического направления в учебном занятии.
Современный этап модернизации общества ставит перед системой образования ряд задач, способствующих переходу России в гражданское, демократическое общество, гарантирующее реализацию прав, свобод и возможностей отдельной личности. Принципиально ставится вопрос о смещении общественных приоритетов в сторону развития человека, индивида, личности, расширения возможности его самодеятельности, его субъективной компетенции. В системе образования, которая готовит человека к жизни в гражданском обществе, ребенок должен рассматриваться не просто как субъект деятельности и объект многообразных общественных отношений, но, прежде всего как
суверенная, самостоятельная, свободная, толерантная и ответственная личность, осознающая индивидуальную, личностную ценность жизни и здоровья. Такое понимание целей образования требует переоценки всех компонентов педагогического процесса (Кузьмин М.Н.), обеспечивающего новое качественное образование. Переосмысление приоритетов образования нашло свое отражение в Национальной доктрине образования
в РФ, Концепции модернизации Российского образования на период 2010 года и в ряде других законодательных и подзаконных актов.
Цель: формирование физической культуры личности юношей в процессе овладения основами спортивной борьбы, способных удовлетворить потребности в крепком здоровье, ведение здорового образа жизни.
Достижению поставленной цели способствуют следующие задачи:
   - в обучении – овладение знаниями и умениями, необходимыми для участия в городских и региональных соревнованиях по борьбе в соответствующей весовой и возрастной группе. На основе совокупности приобретенных знаний и навыков воспитанники должны выполнять разнообразные тактико – технические действия по применению полученных знаний и навыков в нестандартной обстановке; расширение двигательного опыта за счет разнообразных общеразвивающих, физических упражнений в различных формах занятий физической культурой, овладение современными системами физических упражнений;
    - в воспитании - приоритетным в содержании воспитательной работы будут задачи, коммуникативного и коллективного воспитания, физического воспитания и нравственного воспитания, гармонизация физической и духовной сфер; формирование потребностей в культуре движений, красивом телосложении, оптимальном физическом развитии и крепком здоровье; расширение объ.ма знаний о разнообразных формах соревновательной деятельности; использование этих форм для совершенствования индивидуальных физических и психических способностей, самопознания, саморазвития и самореализации;
   - в развитии – развитие познавательных, физических, нравственных способностей обучающихся путем использования их потенциальных возможностей способствует формированию личности воспитанника, поэтому важно приобщить его к здоровому образу жизни, развить в нем стремление к активному и содержательному проведению свободного времени. Следует развивать в нем умение творчески подходить к решению
возникающих проблем, как во время занятий, соревнований – поможет ему в жизненном самоутверждению и самоопределении. Формирование навыков и умений использовать физическую культуру как средство воспитания подрастающего поколения.
Организация учебно-тренировочного процесса.
 
 
Формы занятий 
По спортивной борьбе определяются в зависимости от контингента занимающихся, задач и условий подготовки и различаются по типу организации (урочные и неурочные), направленности (общеподготовоительные, специализированные, комплексные), содержанию учебного материала (теоретическое, практическое).
Основные формы внеурочных практических занятий:
дифференцированное обучение и воспитание, соревнования, экскурсии, походы, видео просмотры чемпионатов разных уровней, анализы соревнований.
 
Методы контроля и управления образовательно-воспитательным процессом
Это- анализ результатов деятельности детей
Особое внимание в учебно-тренировочном процессе по спортивной борьбе уделяется воспитательной работе с учащимися. Занятия носят воспитательный характер и направлены на развитие и воспитание морально-нравственных качеств, трудолюбия, дисциплинированности, развивает их общественную активность.
Продолжительность образовательно-воспитательного цикла – три этаппа.
Программа первого этапа – программа начального уровня. Программы второго и третьего этапов обучения – программы совершенствования знаний и умений, повышения и укрепления здоровья, физических качеств.
 
 
Режим занятий:
Учебно–тематический план составлен исходя из учебной нагрузки:
 
 6 часов в неделю (ГНП-1),
9 часов в неделю (ГНП-2-3),
9 часов в неделю (УТГ-1),
9-12 часов в неделю (УТГ-2),
12 часов в неделю (УТГ-3),
18 часов в неделю (УТГ-4),
18 часов в неделю (УТГ-5).
 
Программа рассчитана на учащихся 7-17 лет.
Специальных требований к знаниям обучающихся при приеме в секцию по борьбе нет.
 
 
Ожидаемые результаты:
Первый этап обучения:
   - соблюдение норм поведения страховки и самостраховки в борцовском зале;
   - правила техники безопасности;
   - правила поведения в коллективе и в обществе;
   - умение выполнять задания на занятиях;
   - соблюдение основных правил личной гигиены на тренировках.
 
Второй этап обучения:
  - самостоятельность в действиях во время занятий по выполнению общефизических упражнений;
 - понимание необходимости физических упражнений для всестороннего развития личности.
Третий этап обучения:
  - ответственность за свои действия;
 - самостоятельность и взаимопомощь на занятиях, соревнованиях и в учебно-тренировочном процессе;
  - оптимальный уровень коммуникативности;
 - стремление к здоровому образу жизни, физическому совершенству, достижения спортивного результата.
 
 
 
Учебный план

Разделы

Группы

Начальной

подготовки

Учебно-тренировочные

Годы обучения

1

2

3

1

2

3

4

5

1

Теоретическая

подготовка

6

8

8

8

8-10

10

15

15

2

Общая

физическая

подготовка

89

102

102

102

102-120

120

162

162

3

Специальная

физическая

подготовка

36

72

72

72

72-96

96

145

145

4

Технико-

тактическая

подготовка

52

92

92

92

92-135

135

200

200

5

Психологическая подготовка

8

10

10

10

10-12

12

24

24

6

Соревновательная подготовка

2

2

2

2

2-4

4

12

12

7

Инструкторская

и судейская

практика

-

2

2

2

2-4

4

12

12

8

Приемные и

переводные

испытания

9

12

12

12

12-20

20

28

28

9

Восстановительные

мероприятия

-

4

4

4

4-4

4

8

8

10

Врачебный и

медицинский

контроль

2

2

2

2

2-3

3

6

6

Общее количество

часов

204

306

306

306

306-408

408

612

612

Содержание программы
   История развития борьбы. Из истории зарождения и развития борьбы.
Борьба - один из самых древних и любимых народом видов спорта. Истоки ее зарождения уходят в глубину веков. Ещ. в первобытно – общинном строе человеку приходилось вступать в единоборства.
   В этих поединках формировались определенные навыки, тактические уловки. Человек искал и находил такие способы единоборства, которые обеспечивали бы ему победу с наименьшим риском и наименьшей затратой сил. Так наряду с трудовыми навыками, накапливались и приемы борьбы, которые передавались из поколения в поколение.
   Правила техники безопасности на занятиях, в учебно-тренировочных схватках, игр с элементами единоборств. Безопасность – важнейшее требование в спортивной борьбе. Знать правила поведения на борцовском ковре.
   Единая спортивная классификация в спортивной борьбе. Борьба как самостоятельный вид спорта. Разряды и звания в спортивной борьбе. Разрядные требования к юношеским разрядам.
   Спортивная форма. Борцовское трико красного или синего цвета, борцовки, бандаж.
Место проведения занятий. Борцовский зал, уложенный специальными «матами», борцовские манекены для отработки технических действий.
   Основные положения правил соревнований по спортивной борьбе.
   Организация и правила проведений соревнований. Способы проведения соревнований.
Основы техники и тактики спортивной борьбы. Понятие о технике спортивной борьбы, тактике спортивной борьбы. Взаимосвязь между приемами и комбинациями, ориентация на ковре во время учебно-тренировочных схваток.
   Физическая подготовка борца. Необходимость физической подготовки. Спортивные игры как средство физической подготовки. Утренняя зарядка и тренировки. Активный отдых в выходные дни.
   Основы гигиены и первая доврачебная помощь. Гигиенические требования к занятиям борьбой. Понятие о гигиене. Общие гигиенические требования в социально бытовых условиях и на тренировках. Умывание, закаливание, купание. Медицинское обследование борцов. Оказание первой медицинской помощи.
   Соревнования. По общей физической подготовке, технической подготовке.
Содержание занятий
   История развития борьбы в России. Основные этапы развития борьбы в России после1917. Спортивная борьба на мировых и европейских
первенствах и олимпийских играх. Выдающиеся борцы России
   Правила техники безопасности на занятиях. Правила поведения в борцовском зале и на борцовском ковре. Кодек чести борца. Безопасность – важнейшее требование в спортивной борьбе.
   Единая спортивная классификации в спортивной борьбе. Борьба как самостоятельный вид спорта. Разряды и звания в спортивной борьбе. Разрядные требования к юношеским разрядам. Разрядные требования к взрослым разрядам. Терминология в спортивной борьбе
   Основы техники и тактики спортивной борьбы. Понятие о технике спортивной борьбы, тактике спортивной борьбы. Взаимосвязь между приемами и комбинациями, ориентация на ковре во время учебно-тренировочных схваток. Элементы техники и тактики атакующих действий. Элементы техники и тактики защитных действий.
   Физическая подготовка борца. Общие основы специальной физической
подготовки в спортивной борьбе. Средства для совершенствования физической подготовки борца, (для всех групп начальной подготовки).
   Основы гигиены и первая доврачебная помощь. Понятие о гигиене. Общие гигиенические требования в социально бытовых условиях и на тренировках. Умывание, закаливание, купание. Медицинское обследование борцов. Оказание первой медицинской помощи при травмах. Профилактика травматизма, и охрана здоровья в спортивной борьбе.
  Организация и проведения соревнований. По общей физической подготовке, технической подготовке. Оборудование мест занятий и спортивный инвентарь. Способы проведения соревнований. Правила соревнований по спортивной борьбе.
Ожидаемые конечные результаты:
  . сохранность физическое, психическое и нравственное здоровье воспитанников секции дополнительного образования;
  . осознание воспитанником ответственности за свое здоровье, применение правил здорового образа жизни;
  . иметь в своем арсенале 8-10 вариантов атаки из 5-6 групп приемов, как в стойке, так и в партере, средняя результативность технических действий за схватку не менее 2-х балов;
  . уметь проводить «коронные» приемы в схватке с любым соперником, имея в наличии несколько вариантов их тактической подготовки;
  . уметь использовать «срывы» соперника в партер с целью получения технического преимущества;
  . уметь использовать усилия и движения соперника у края рабочей площади ковра для проведения контратакующих действий за ковер;
  . уметь использовать усилия соперника в зоне «пассивности» с тем, чтобы развернуть, продернуть его с последующими атакующими действиями;
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы: соревнования, показательные выступления, открытые занятия.
 
 
Первый этап занятий
   Рекомендуется строить учебно – воспитательный процесс таким образом, чтобы сфера занятий спортивной борьбой не стала для обучающихся «раковиной для улитки» важно развивать в них ростки самостоятельности через различные формы приобретения социального опыта проживания разнообразных ситуаций, поддерживать в них
«ощущение успеха», способствующее развитию уверенности, независимости, облегчающий процесс самоутверждения в обществе особенно остро переживаемый в подростковом возрасте.
Цель: отбор, комплектование и сохранность учебных групп;
Задачи:
  - ознакомление с основными средствами подготовки борца;
  - выявление задатков и способностей детей;
  - привлечение детей к занятиям физической культурой и спортом;
  - укрепление здоровья и улучшение физического развития.
После первого этапа обучения воспитанники должны знать:
  - нормы поведения в коллективе и в обществе;
  -правила техники безопасности,
  - единую спортивную квалификацию,
  -гигиена, закаливание, режим борца;
Уметь:
  - выполнять учебные задания на занятиях;
  - правильно выполнить общеразвивающие упражнения;
  - страховку и самостраховку;
  - соблюдать основные правила личной гигиены на тренировках;
  - оказать первую медицинскую помощь;
Овладеть:
  - знаниями и навыками приобретенные основы техники борьбы в партере и в стойке;
  - элементы акробатики и гимнастики.
 
 
Второй этап занятий
   Наиболее эффективны при обучении спортивной борьбой следующие технологии: разноуровнего обучения, коллективного взаимообучения (коллективного способа обучения), индивидуального способа обучения, и технология игры с элементами единоборств. Возникающие при этом шум и движение не мешают процессу, поскольку
занятия проходят в борцовском зале и на открытой местности. Подобная организация обучения служит «динамической разминкой» после обучения в школе, в условиях классно – урочной системы и гиподинамии.
Цель: овладение основами техники выполнения физических упражнений и формирование основ ведения единоборств;
Задачи:
  - приобретение разносторонней физической подготовленности на основе занятий различными видами физических упражнений;
  - выявление задатков и способностей детей;
  - определение вида спорта для по следующих занятий.
  - познакомить с терминологий терминология в спортивной борьбе;
После второго этапа обучения воспитанники должны:
  Понимать о необходимости физических упражнений, для всестороннего развития личности и достижения спортивных результатов.
Знать:
  - тактико-технические требования основных элементов в соответствии с программой
  - о необходимости соблюдения принципа «не навреди».
  - терминологию спортивной борьбы;
  - правила соревнований по борьбе
  - общеразвивающие и специально подготовительные упражнения борца;
Уметь:
  - самостоятельно выполнять во время занятий общефизические упражнения
  - выполнить основные элементы техники и тактики в соответствии с программой;
  - выполнить на оценку прием, защиту, контрприем;
  - выполнить игровые комплексы с элементами единоборств;
Овладеть: знаниями и навыками в организации и проведения соревнований; судейской практики.
Третий этап занятий
Специфика деятельности учащихся на занятиях по греко-римской борьбе:
  – ее интенсивная эмоциональная окраска, яркое внешнее проявление нравственных и волевых качеств;
  – позволяют учителю формировать в реальной ситуации отношение учащихся к различным морально - этическим нормам, эффективно использовать тренировки для воспитания всесторонне развитой личности.
   В этих поединках формировались определенные навыки, тактические уловки. Человек искал и находил такие способы единоборства, которые обеспечивали бы ему победу с наименьшим риском и наименьшей затратой сил. Так наряду с трудовыми навыками, накапливались и приемы борьбы, которые передавались из поколения в поколение.
Цель: повышение разносторонней физической и функциональной
подготовленности, воспитание основных физических качеств;
Задачи:
  - овладение основами техники и тактики вида борьбы приобретение соревновательного опыта путем участия в соревнованиях;
  - подготовка и выполнение нормативных требований по физической и специальной подготовке соответствующей возрастной группе;
  - приобретение навыков в организации и проведения соревнований.
После третьего этапа обучения воспитанники должны:
Понимать о необходимости физических упражнений, выполнять и владеть приемами самообороны для всестороннего развития личности и достижения спортивных результатов.
Знать:
  - основные требования по спортивной борьбе;
  - тактико-технические требования основных элементов в соответствии с программой;
  - основы тактики и техники спортивной борьбы;
  - основы методического обучения и тренировки борца;
Уметь:
  -проводить тренировочные и соревновательные схватки с учетом тактического плана;
  - выполнять различные упражнения повышенной сложности, требующие проявления волевых качеств;
  - анализировать, индивидуальные особенности в технике выполнения различных приемов и комбинаций у отдельных борцов.
Овладеть:
  - знаниями и навыками обеспечения физического совершенства, высокого уровня здоровья и работоспособности человека для подготовки его к любой общественно полезной деятельности позволяющей достигнуть совершенства памяти, мышления, любых профессиональных занятий и умений.
 
 
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Индивидуальная карта ученика занимающего спортивной борьбой.

пп

показатели

Этапы начальной подготовки

1-й год

2-й год

3-й год

Физическое развитие

1

Рост

     

2

Вес

     

3

Длина стопы

     

4

Сила сгибателей кисти

     

5

Жизненная ёмкость легких (ЖЕЛ)

     

6

Заключение врача о состоянии здоровья

     
Переводные нормативы по технической подготовленности для всех
групп начальной подготовки.
Техника выполнения специальных упражнений.
Забегания на мосту.
  . оценка «5» - крутой мост с упором на лоб, руки в замке предплечьями
на ковре, забегания без задержек, голова и руки при этом не смещаются;
  . оценка «4» - менее крутой мост, незначительные смещения рук и
головы с задержкой при забегании;
  . оценка «3» - низкий мост с упором на теменную часть головы
значительные смещения рук и головы при забегании, остановка при
переходе из положения моста в упор и наоборот.
Перевороты с моста
  . оценка «5» - крутой мост с упором на лоб, руки в замке предплечьями
на ковре, перевороты четкие, ритмичные, толчок одновременно обоими
ногами;
  . оценка «4» - менее крутой мост, перевороты с помощью маха рук;
  . оценка «3» - низкий мост, перевороты с раскачивания и поочередным отталкиванием ног.
Вставание на мост из стойки и обратно в стойку.
  . оценка «5» - упражнения выполняются слитно, за счет прогиба и работы мышц ног и брюшного пресса;
  . оценка «4» - выполняется слитно, без прогиба (опускается таз и сгибаются ноги в коленных суставах);
  . оценка «3» - выполняется без прогиба, с остановкой при помощи рук.
Кувырок вперед, подъём разгибом.
  . оценка «5» - выполняется четко, слитно, с фиксацией в финальной фазе;
  . оценка «4» - допущены незначительные ошибки в технике исполнения (потеря равновесия):
  . оценка «3» - нарушена слитность, потеря равновесия, помощь руками
при выполнение переворота разгибанием.
 
Выполнения технико–тактических действий,
Выполнение приёмов, защит, и комбинаций в стойке и партере из всех групп.
Выполнение защит и контрприемов от приема, выполняемого партнером.
Выполнение комбинаций, из демонстрируемых технических действий.
Выполнение комбинаций, построенных по принципу:
а) прием – защита – прием;
б) прием – контрприем –контрприем;
в) прием в стойке – прием в партере.
  . оценка «5» - технические действия (прием, защита контрприем и комбинация) выполняются четко, слитно, с максимальной амплитудой и фиксацией в финальной фазе;
  . оценка «4» - технические действия выполняются с незначительными задержками, с недостаточной плотностью захвата, при выполнении приема и удержание в финальной фазе;
  . оценка «3» - технические действия выполняются со значительными задержками, срываются захваты при выполнении приема и при удержании соперника в финальной фазе. 

Новости

 

ПОС

Решаем вместе
Есть вопросы по физической культуре и спорту? Напишите о них