Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования спортивная школа "Лидер" городского поселения "Рабочий поселок Чегдомын" Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края (МБУ ДО СШ "Лидер")

Created jtemplate joomla templates

Аннотация к рабочим программам 

АННОТАЦИЯ К РАБОЧИМ ПРОГРАММАМ ПО ВИДАМ СПОРТА.

Паспорт рабочих программ по видам спорта.

В муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования спортивной школе («Лидер») культивируется 6 видов спорта: борьба греко-римская, пауэрлифтинг, настольный теннис, каратэ, бокс, плавание.

В 2022-2023учебном году в СШ «Лидер» в учебно-тренировочных группах по 6 видамам спорта обучаются:

- борьба греко-римская – 106 человек;

- пауэрлифтинг – 50 человек;

- настольный теннис – 81 человек;

- каратэ – 15 человек;

- плавание – 20 человек;

- бокс – 20 человек.

  1. Отличительные особенности и специфика организации тренировочного процесса.

В программах учитываются следующие принципы:

Принцип комплексности- предусматривает тесную взаимосвязь всех сторон учебно-тренировочного процесса (физической, технико-тактической, психологической и теоретической подготовки, воспитательной работы и восстановительных мероприятий, педагогического и медицинского контроля);

Принцип преемственности - определяет последовательность изложения программного материала по этапам обучения и соответствия его требованиям спортивного мастерства, чтобы обеспечить в многолетнем учебно-тренировочном процессе преемственность задач, средств и методов подготовки, объемов тренировочных и соревновательных нагрузок, рост показателей физической и технико-тактической подготовленности.

Принцип вариативности - предусматривает в зависимости от этапа многолетней подготовки, индивидуальных особенностей юного спортсмена, вариативность программного материала для практических занятий, характеризующиеся разнообразием тренировочных средств и нагрузок, направленных на решение определенной педагогической задачи.

Одним из главных направлений совершенствования многолетней подготовки по видам спорта является изменение программно-нормативных требований к уровню подготовленности спортсменов на различных этапах многолетней подготовки, изменение требований к уровню физической и технической подготовленности учащихся по годам обучения и необходимое для этого снижение количества занимающихся в группах и увеличение времени тренировочных часов.

Программы являются документами, которые определяют с одной стороны стратегию массового спорта, т.е. подготовку физически развитых, здоровых людей, а с другой – выявляющим способных юных спортсменов для дальнейшего спортивного совершенствования.

Разработка программ по видам спорта, на каждом этапе подготовки, опирается на основные теоретико-методические положения, определяющие непрерывную последовательность тренировочного процесса, логическую преемственность целей и задач спортивной подготовки, направленных не только на повышение спортивной работоспособности, но и возможное сохранение здоровья юных и квалифицированных спортсменов.

Структура системы многолетней подготовки.

В структуре современной системы подготовки спортсменов кроме физической, технической, тактической, психологической подготовки необходимы знания вопросов отбора и ориентации, моделирования и прогнозирования, управления и контроля; внетренировочных и внесоревновательных факторов; травматизма, питания спортсменов, допинга в спорте.

Характерными чертами многолетней подготовки спортсменов на различных этапах являются:

  • возраст и стаж занятий для достижения первых больших успехов (выполнение нормативов);
  • краткая характеристика возрастных особенностей физического развития детей и подростков;
  • основные методические положения многолетней подготовки;
  • этапы спортивной подготовки и их взаимосвязь;
  • преимущественная направленность тренировочного процесса по этапам

спортивной подготовки с учетом сенситивных периодов развития физических качеств у юных спортсменов;

  • минимальный возраст начала занятий избранным видом спорта, количество занимающихся в группах, режим тренировочной работы, нормативные характеристики процесса подготовки.

В данной программе, многолетняя подготовка рассматривается как единый процесс, который осуществляется на основе следующих методических положений:

строгая преемственность задач, средств и методов тренировки детей, подростков, юниоров и взрослых спортсменов;

неуклонное возрастание объема средств общей и специальной физической подготовки, соотношение между которыми постепенно изменяется: из года в год увеличивается удельный вес объема СФП (по отношению к общему объему тренировочных нагрузок) и соответственно уменьшается удельный вес ОФП;

непрерывное совершенствование спортивной техники;

неуклонное соблюдение принципа постепенности применения тренировочных и соревновательных нагрузок в процессе многолетней тренировки юных спортсменов;

правильное планирование тренировочных и соревновательных нагрузок,

принимая во внимание периоды полового созревания;

осуществление как одновременного развития физических качеств спортсменов на всех этапах многолетней подготовки, так и преимущественного развития отдельных физических качеств в наиболее благоприятные возрастные периоды.

Подготовка юных спортсменов осуществляется: в группах начальной подготовки (ГНП-1,2,). Начальная специализация – в учебно-тренировочных группах 1-2-3 годов обучения. (УТГ-1,2,3).

Периоды подготовки.

В группах начальной подготовки свыше года с ростом общего объема работы выделяется два периода: подготовительный и соревновательный. Базовый этап подготовительного периода характеризуется значительными объемами общей и специальной физической подготовки. Для специального этапа подготовительного периода характерно снижение объемов общей физической подготовки (без снижения объемов специальной) и увеличение объемов технической подготовки.

         Недельный режим работы предусматривает трехразовые тренировки с продолжительностью занятий по 2 и 3 академических часа.

СШ «Лидер» вправе по своему усмотрению определять недельный режим работы. Он может быть двух видов: 3 раза в неделю по 2 часа или 3 раза в неделю по 3 часа.

         Важным разделом подготовки юных спортсменов в учебно-тренировочных группах является соревновательная деятельность. Участвуя в соревнованиях различного ранга, спортсмены приобретают соревновательный опыт, учатся концентрировать внимание на выполнении разученных прыжков, управлять своими эмоциями, преодолевать волнение и напряжение, которыми сопровождается соревновательная деятельность.

         Рекомендуется на специальном этапе подготовительного периода проведение соревнований с целью проверки уровня специальной физической и технической подготовленности. Основные соревнования рекомендуется проводить в конце учебного года.

         Планирование работы с учебно-тренировочными группами свыше двух лет может иметь одноцикловую, двухцикловую и трехцикловую периодизацию. В данных группах учащиеся проходят углубленную специализированную подготовку. 

Организация и проведение текущего, промежуточного и итогового контроля (аттестации). Промежуточный контроль основывается на индивидуальном подходе к каждому ребёнку. При контроли учитывается динамика развития ребёнка в период обучения по образовательной программе в зависимости от того или иного вида аттестации.

Аттестация обучающихся в учебных группах проводится два раза в год. Промежуточная аттестация обучающихся осуществляется во всех группах по завершении весеннего подготовительного периода (май) и осеннего периода – контрольно-переводные нормативы (ноябрь).

Критерии текущей и промежуточной аттестации:

- спортивная подготовленность (присвоенный разряд);

- протоколы внутришкольных, городских, областных и всероссийских соревнований, а также матчевых встреч;

- итоговое занятие;

- тестирование.

Для проведения аттестации тренер-преподаватель по спорту готовит: спортивный инвентарь, место проведения, лист участия детей в контрольных испытаниях.

Система оценок устанавливается в соответствии с образовательной программой по виду спорта: по пятибалльной системе.   Испытания, принимаемые у обучающихся тренером-преподавателем оформляются протоколами. Протокол после сдачи контрольно-переводных нормативов предоставляется на утверждение директору, и служат основанием для приказа о переводе обучающегося на следующий год (этап) обучения, снижении этапа подготовки.

Уровень требований к оценке результатов промежуточной аттестации обучающихся определяется в учебной программе по виду спорта.

Перевод обучающихся по годам обучения на всех этапах многолетней подготовки осуществляется при условии положительной динамики роста спортивных показателей и удовлетворительного освоения программы соответствующего года и этапа подготовки.

Дополнительная образовательная программа по пауэрлифтингу.

Образовательная программа по тяжелой атлетике СШ «Лидер» подготовлена на основе примерной программы спортивной подготовки для СШ.

Программа сохраняет преемственность подходов и принципов, содержит необходимые данные, отвечающие современным требованиям и условиям работы тренеров-преподавателей.

Основная направленность образовательной программы выражается в следующем:

  • содействие гармоническому физическому развитию, разносторонней физической подготовленности и укреплению здоровья обучающихся;
  • овладение основными двигательными действиями;
  • воспитание основных двигательных качеств;
  • формирование знаний в сфере физической культуры и спорта;
  • воспитание волевых и морально-этических качеств, социальной активности у обучающихся.

Нормативный срок освоения программы — 3 года. Программой предусмотрена организация образовательного процесса на этапе начальной подготовки 1 год до и на учебно-тренировочном этапе 2года.

В зависимости от этапа подготовки учебно-тренировочный процесс должен быть направлен на решение следующих основных задач:

на этапе начальной подготовки: укрепление здоровья и закаливание организма, всестороннее физическое развитие, обучение технике тяжелоатлетических упражнений, формирование интереса к тяжелоатлетическому спорту, воспитание моральных и волевых качеств, приобретение первого опыта участия в соревнованиях и начальных навыков работы в качестве ассистента судей и тренера, выполнить контрольно-переводные нормативы для зачисления на учебно-тренировочный этап;

на учебно-тренировочном этапе: дальнейшее укрепление здоровья, повышение уровня общей и специальной физической подготовленности, развитие двигательных и воспитание моральных и волевых качеств, изучение и совершенствование техники тяжелоатлетических упражнений, приобретение необходимого опыта участия в соревнованиях, приобретение знаний и навыков тренера и судьи, выполнение нормативов I спортивного разряда.

На учебно-тренировочный этап зачисляются обучающиеся, прошедшие спортивную подготовку на этапе начальной подготовки не менее одного года и выполнившие установленные программой контрольно-переводные нормативы.

Продолжительность одного занятия на этапе начальной подготовки не должна превышать двух академических часов, на учебно-тренировочном этапе — трех.

           Дополнительная образовательная программа по борьбе греко-римской.

   Отличительная особенность данной программы заключается в поэтапном преемственном развитии обучающихся, начиная с 7 - летнего возраста.  

В данной программе представлены модель построения системы многолетней подготовки, планы построения тренировочного процесса по годам обучения.

Цель программы — развитие физически здоровой и нравственно полноценной личности через учебно-тренировочные занятия, формирование устойчивых мотивов и потребностей в занятиях физической культурой и спортом, формирование навыков ЗОЖ.

Основные задачи:

- привлечь максимально возможное количество детей различного возраста к систематическим занятиям   дзюдо;

- сформировать у учащихся основы здорового образа жизни, гигиенической культуры   и препятствовать появлению вредных привычек;

- развивать физические качества учащихся, повышать функциональные возможности организма, укреплять здоровье   и закаливать   организм;

- приобретать необходимые теоретические знания в области физической культуры и избранного   вида спорта – борьба, совершенствовать двигательные умения и навыки;

- организовать занятость детей во внеурочное время, (профилактика правонарушений и асоциального поведения);

Программа предусматривает освоение теоретических основ борьбы, обучение и методику преподавания техники и тактики борьбы. Организация и проведение соревнований по борьбе греко-римской, учебно-тренировочных сборов.

        Основными формами учебно-тренировочного процесса являются: групповые учебно-тренировочные и теоретические занятия, медико-восстановительные мероприятия, тестирование и медицинский контроль, участие в соревнованиях и учебно-тренировочных сборах, инструкторская и судейская практика обучающихся.

         В программе содержатся нормы и требования к результатам освоения учебной программы по борьбе греко-римской это:

  1. Овладение всеми знаниями и умениями в соответствии с программным материалом.
  2. Успешную сдачу контрольных, переводных и приёмных нормативов по ОФП.
  3. Выполнение юношеских и взрослых спортивных разрядов, соответственно году обучения.
  4. Высокий уровень физической подготовки учащихся как будущих защитников Отечества.
  5. Высокий уровень морально-волевых качеств и определенную систему ценностных ориентаций.
  6. Готовность дальнейшего совершенствования спортивного мастерства в других учебных заведениях по данному виду спорта.

Контроль за освоением курса обучения по программе отслеживается следующим образом:

- оценкой критериев эффективности подготовки обучающихся по данной программе служат нормативные требования по общей физической подготовке, технической и специальной подготовке.

- контрольное тестирование проводится два раза в год (октябрь, май).

Итогом освоения учебного курса программы ожидаются следующие результаты:

- стабильность учащихся в группах;

- рост индивидуальных показателей физических качеств;

- укрепление здоровья;

- приобретение навыков ЗОЖ и формирование общей культуры;

- положительная динамика спортивно-технического мастерства;

- достижение высоких спортивных результатов;

- воспитание патриотизма, уважения к правам и свободам человека.

Дополнительная общеобразовательная общеразвиващая программа по настольному теннису

Актуальность программы определяется основной тенденцией развития спорта: увеличение темпа игры, усложнение подач, усиление вращения мяча, над которой следует начинать работать еще в юном возрасте. Правильная постановка техники движений и их отработка, успешное совершенствование соревновательной деятельности является важным вопросом сегодняшнего дня.

Также, актуальность программы обусловлена запросом со стороны детей и их родителей на программы физкультурно – спортивной направленности.

Цель: удовлетворение индивидуальных потребностей, обучающихся в занятиях физической культурой и спортом, выявление одаренных детей в данном виде спорта через овладение основами настольного тенниса.

Задачи:

  • Образовательные (предметные):

- приобретение необходимых знаний и практических навыков в области физической культуры и спорта;

- обучение технике и тактике настольного тенниса;

- научить правильно, регулировать физическую нагрузку;

- укрепление здоровья обучающихся.

  • Метапредметные:

- развитие общих двигательных и специальных физических способностей, необходимых для овладения и совершенствования игрового навыка в избранным виде спорта;

- развитие основных функций мышления: анализа, сравнения, самоанализа, самоконтроля, самооценки;

-развитие внимания, зрительной памяти, воображения, мотивации достижения успеха;

- развитие умения выделять главное, анализировать происходящее и вносить коррективы в свои действия, постоянно контролировать себя;

- развитие всех физических качеств: быстроты, ловкости, гибкости, выносливости.

  • Личностные:

- привитие интереса к спорту; воспитание спортивного трудолюбия;

- воспитание волевых качеств: целеустремленности, настойчивости, инициативности, смелости, решительности, уверенности в себе, самообладания, психологической устойчивости;

- воспитание силы воли посредством преодоления трудностей во время тренировочного и соревновательного процесса.

  • Оздоровительные:

- развивать физические качества дошкольников;

- укреплять здоровье детей дошкольного возраста за счет повышения их двигательной активности;

- формировать социальное партнерство между преподавателями-тренерами и родителями в здоровьесберегающей сфере;

- актуализировать потребности детей в самопознании, саморазвитии, самосовершенствовании и формированию здоровья собственными силами.

Дополнительная общеразвивающая образоваельная программа по каратэ

Программапо каратэ составленавсоответствии:

ФЗ от 29.12.2012 г.; Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;

 Распоряжения Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р «Об утверждении

Концепции развития дополнительного образования детей»;

Устава и локальных нормативных актов СШ «Лидер»

Цель: создать оптимальные условия для возможности реализации физического идуховно-нравственного развития детей, разностороннего совершенствования физическихкачествиспособностейвединствес воспитаниемдуховных инравственных качеств,характеризующихобщественноактивнуюличность.

Задачи:

Основнымипринципаминавсехступеняхобучения являютсяпринципыпостепенностии доступности,т.е.соответствиеизучаемогоматериалавозрастуиподготовленностизанимающихся.

Данная программапокаратэявляется:

Образовательнойирассчитанаот1до3летобучения,взависимостиотжеланияипотребностейобучающихсяиихродителей(законныхпредставителей).

Программа ориентирована на  всех желающих,  не имеющих медицинскихпротивопоказанийдлязанятийданнымвидом(юноши,девушки).

Понаправлениюдеятельности-физкультурно-спортивная

Повидудеятельности-каратэ

Похарактерудеятельности- развивающая

По уровнюосвоенияпрограммы–группа начальной подготовки 1 год, учебно- тренировочный 2,3 год.

Поцелиобучения-спортивно-оздоровительная, познавательная

Пообразовательнымобластям-физическаякультураи спорт

Адресатом программы являются участники образовательного процесса учреждениядополнительного образования, то есть дети и подростки от 7 лет и старше, имеющиедопуск врача.

Программа рассчитана на учебную нагрузку: 1 –3 этап обучения 6 часов в неделю, 204 часа в год.

Учебный год начинается 15 сентября и рассчитан на 44 недели (при необходимостивозможны дополнительные тренировочные занятия. Организацияпроцессаобученияподчиненапринципупоследовательногорешениячастныхзадачсиспользованиемприэтоммногообразных методических приемов, что обеспечивает прогресс в развитии физическихидругихкачеств.

Учебныйплан содержитследующиепредметныеобласти:

  • теория и методика физической культуры и спорта;
  • общая физическая подготовка;
  • избранный вид спорта;
  • другие виды спорта и подвижные игры;

Общеразвивающая общеобразовательная программа "Бокс"

Цель программыфизическое развитие личности обучающихся через изучение техники и тактики бокса.

Задачи программы:

Воспитательные:

  1. Воспитывать потребность в самостоятельных занятиях физическими упражнениями;
  2. Воспитывать нравственные и волевые качества характера (смелость, настойчивость, упорство, терпение, воля и др.);
  3. Воспитывать позитивные межличностные отношения в коллективе, уважение к сопернику (поддержка, взаимовыручка, уважение, толерантность и др.).

Обучающие:

  1. Формировать основы здорового образа жизни;
  2. Обучать основным техническим элементам и тактическим приемам в боксе;
  3. Формировать систему знаний в области физической культуры, по истории развития бокса в России и за рубежом, по вопросам техники и тактики бокса.

Развивающие:

  1. Развивать двигательные способности (быстрота, ловкость, сила и выносливость), координацию движений;
  2. Формировать жизненно важные двигательные умения и навыки;
  3. Развивать специальные психофизические качеств (реакция, внимание, мышление), необходимые для занятий боксом.

Адресат программы: дети 7-17 лет. Программа предусмотрена для обучающихся с разным уровнем физической подготовки, как имеющих, так и не имеющих специальных спортивных навыков, проявляющих интерес к боксу. На занятия допускаются дети, годные по состоянию здоровья для занятий в данном виде спорта (здоровое сердце, легкие, нет травм головы) при наличии медицинских справок от участкового педиатра с допуском к занятиям.Занятия проводятся на протяжении всего учебного года, включая летний период. В летний период занятия проводятся в соответствии с учебной нагрузкой педагога.

Срок реализации: зависит от уровня физической подготовленности, способностей обучающегося к данному виду спорта, степени усвоения программного материала в соответствии с данными диагностики, наличием интереса и мотивации к продолжению изучения программы. Обучающиеся успешно освоившие стартовый уровень могут перейти на базовый, при успешном его завершении переводятся на продвинутый.

По форме организации: программа интегрированная.

Первый год обучения предусматривает ознакомление с основами бокса, предполагает использование и реализацию программного материала в общедоступных и универсальных формах, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы; направлен на формирование основ данного вида спорта и приобретение знаний и умений техники и тактики приемов бокса.

Форма организации занятий: групповая, индивидуальная, практическая – спаринги, парная.

 

 

ПОС

Решаем вместе
Есть вопросы по физической культуре и спорту? Напишите о них