Аннотация к рабочим программам
АННОТАЦИЯ К РАБОЧИМ ПРОГРАММАМ ПО ВИДАМ СПОРТА.
Паспорт рабочих программ по видам спорта.
В муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования спортивной школе («Лидер») культивируется 6 видов спорта: борьба греко-римская, пауэрлифтинг, настольный теннис, каратэ, бокс, плавание.
В 2022-2023учебном году в СШ «Лидер» в учебно-тренировочных группах по 6 видамам спорта обучаются:
- борьба греко-римская – 106 человек;
- пауэрлифтинг – 50 человек;
- настольный теннис – 81 человек;
- каратэ – 15 человек;
- плавание – 20 человек;
- бокс – 20 человек.
- Отличительные особенности и специфика организации тренировочного процесса.
В программах учитываются следующие принципы:
Принцип комплексности- предусматривает тесную взаимосвязь всех сторон учебно-тренировочного процесса (физической, технико-тактической, психологической и теоретической подготовки, воспитательной работы и восстановительных мероприятий, педагогического и медицинского контроля);
Принцип преемственности - определяет последовательность изложения программного материала по этапам обучения и соответствия его требованиям спортивного мастерства, чтобы обеспечить в многолетнем учебно-тренировочном процессе преемственность задач, средств и методов подготовки, объемов тренировочных и соревновательных нагрузок, рост показателей физической и технико-тактической подготовленности.
Принцип вариативности - предусматривает в зависимости от этапа многолетней подготовки, индивидуальных особенностей юного спортсмена, вариативность программного материала для практических занятий, характеризующиеся разнообразием тренировочных средств и нагрузок, направленных на решение определенной педагогической задачи.
Одним из главных направлений совершенствования многолетней подготовки по видам спорта является изменение программно-нормативных требований к уровню подготовленности спортсменов на различных этапах многолетней подготовки, изменение требований к уровню физической и технической подготовленности учащихся по годам обучения и необходимое для этого снижение количества занимающихся в группах и увеличение времени тренировочных часов.
Программы являются документами, которые определяют с одной стороны стратегию массового спорта, т.е. подготовку физически развитых, здоровых людей, а с другой – выявляющим способных юных спортсменов для дальнейшего спортивного совершенствования.
Разработка программ по видам спорта, на каждом этапе подготовки, опирается на основные теоретико-методические положения, определяющие непрерывную последовательность тренировочного процесса, логическую преемственность целей и задач спортивной подготовки, направленных не только на повышение спортивной работоспособности, но и возможное сохранение здоровья юных и квалифицированных спортсменов.
Структура системы многолетней подготовки.
В структуре современной системы подготовки спортсменов кроме физической, технической, тактической, психологической подготовки необходимы знания вопросов отбора и ориентации, моделирования и прогнозирования, управления и контроля; внетренировочных и внесоревновательных факторов; травматизма, питания спортсменов, допинга в спорте.
Характерными чертами многолетней подготовки спортсменов на различных этапах являются:
- возраст и стаж занятий для достижения первых больших успехов (выполнение нормативов);
- краткая характеристика возрастных особенностей физического развития детей и подростков;
- основные методические положения многолетней подготовки;
- этапы спортивной подготовки и их взаимосвязь;
- преимущественная направленность тренировочного процесса по этапам
спортивной подготовки с учетом сенситивных периодов развития физических качеств у юных спортсменов;
- минимальный возраст начала занятий избранным видом спорта, количество занимающихся в группах, режим тренировочной работы, нормативные характеристики процесса подготовки.
В данной программе, многолетняя подготовка рассматривается как единый процесс, который осуществляется на основе следующих методических положений:
строгая преемственность задач, средств и методов тренировки детей, подростков, юниоров и взрослых спортсменов;
неуклонное возрастание объема средств общей и специальной физической подготовки, соотношение между которыми постепенно изменяется: из года в год увеличивается удельный вес объема СФП (по отношению к общему объему тренировочных нагрузок) и соответственно уменьшается удельный вес ОФП;
непрерывное совершенствование спортивной техники;
неуклонное соблюдение принципа постепенности применения тренировочных и соревновательных нагрузок в процессе многолетней тренировки юных спортсменов;
правильное планирование тренировочных и соревновательных нагрузок,
принимая во внимание периоды полового созревания;
осуществление как одновременного развития физических качеств спортсменов на всех этапах многолетней подготовки, так и преимущественного развития отдельных физических качеств в наиболее благоприятные возрастные периоды.
Подготовка юных спортсменов осуществляется: в группах начальной подготовки (ГНП-1,2,). Начальная специализация – в учебно-тренировочных группах 1-2-3 годов обучения. (УТГ-1,2,3).
Периоды подготовки.
В группах начальной подготовки свыше года с ростом общего объема работы выделяется два периода: подготовительный и соревновательный. Базовый этап подготовительного периода характеризуется значительными объемами общей и специальной физической подготовки. Для специального этапа подготовительного периода характерно снижение объемов общей физической подготовки (без снижения объемов специальной) и увеличение объемов технической подготовки.
Недельный режим работы предусматривает трехразовые тренировки с продолжительностью занятий по 2 и 3 академических часа.
СШ «Лидер» вправе по своему усмотрению определять недельный режим работы. Он может быть двух видов: 3 раза в неделю по 2 часа или 3 раза в неделю по 3 часа.
Важным разделом подготовки юных спортсменов в учебно-тренировочных группах является соревновательная деятельность. Участвуя в соревнованиях различного ранга, спортсмены приобретают соревновательный опыт, учатся концентрировать внимание на выполнении разученных прыжков, управлять своими эмоциями, преодолевать волнение и напряжение, которыми сопровождается соревновательная деятельность.
Рекомендуется на специальном этапе подготовительного периода проведение соревнований с целью проверки уровня специальной физической и технической подготовленности. Основные соревнования рекомендуется проводить в конце учебного года.
Планирование работы с учебно-тренировочными группами свыше двух лет может иметь одноцикловую, двухцикловую и трехцикловую периодизацию. В данных группах учащиеся проходят углубленную специализированную подготовку.
Организация и проведение текущего, промежуточного и итогового контроля (аттестации). Промежуточный контроль основывается на индивидуальном подходе к каждому ребёнку. При контроли учитывается динамика развития ребёнка в период обучения по образовательной программе в зависимости от того или иного вида аттестации.
Аттестация обучающихся в учебных группах проводится два раза в год. Промежуточная аттестация обучающихся осуществляется во всех группах по завершении весеннего подготовительного периода (май) и осеннего периода – контрольно-переводные нормативы (ноябрь).
Критерии текущей и промежуточной аттестации:
- спортивная подготовленность (присвоенный разряд);
- протоколы внутришкольных, городских, областных и всероссийских соревнований, а также матчевых встреч;
- итоговое занятие;
- тестирование.
Для проведения аттестации тренер-преподаватель по спорту готовит: спортивный инвентарь, место проведения, лист участия детей в контрольных испытаниях.
Система оценок устанавливается в соответствии с образовательной программой по виду спорта: по пятибалльной системе. Испытания, принимаемые у обучающихся тренером-преподавателем оформляются протоколами. Протокол после сдачи контрольно-переводных нормативов предоставляется на утверждение директору, и служат основанием для приказа о переводе обучающегося на следующий год (этап) обучения, снижении этапа подготовки.
Уровень требований к оценке результатов промежуточной аттестации обучающихся определяется в учебной программе по виду спорта.
Перевод обучающихся по годам обучения на всех этапах многолетней подготовки осуществляется при условии положительной динамики роста спортивных показателей и удовлетворительного освоения программы соответствующего года и этапа подготовки.
Дополнительная образовательная программа по пауэрлифтингу.
Образовательная программа по тяжелой атлетике СШ «Лидер» подготовлена на основе примерной программы спортивной подготовки для СШ.
Программа сохраняет преемственность подходов и принципов, содержит необходимые данные, отвечающие современным требованиям и условиям работы тренеров-преподавателей.
Основная направленность образовательной программы выражается в следующем:
- содействие гармоническому физическому развитию, разносторонней физической подготовленности и укреплению здоровья обучающихся;
- овладение основными двигательными действиями;
- воспитание основных двигательных качеств;
- формирование знаний в сфере физической культуры и спорта;
- воспитание волевых и морально-этических качеств, социальной активности у обучающихся.
Нормативный срок освоения программы — 3 года. Программой предусмотрена организация образовательного процесса на этапе начальной подготовки 1 год до и на учебно-тренировочном этапе 2года.
В зависимости от этапа подготовки учебно-тренировочный процесс должен быть направлен на решение следующих основных задач:
— на этапе начальной подготовки: укрепление здоровья и закаливание организма, всестороннее физическое развитие, обучение технике тяжелоатлетических упражнений, формирование интереса к тяжелоатлетическому спорту, воспитание моральных и волевых качеств, приобретение первого опыта участия в соревнованиях и начальных навыков работы в качестве ассистента судей и тренера, выполнить контрольно-переводные нормативы для зачисления на учебно-тренировочный этап;
— на учебно-тренировочном этапе: дальнейшее укрепление здоровья, повышение уровня общей и специальной физической подготовленности, развитие двигательных и воспитание моральных и волевых качеств, изучение и совершенствование техники тяжелоатлетических упражнений, приобретение необходимого опыта участия в соревнованиях, приобретение знаний и навыков тренера и судьи, выполнение нормативов I спортивного разряда.
На учебно-тренировочный этап зачисляются обучающиеся, прошедшие спортивную подготовку на этапе начальной подготовки не менее одного года и выполнившие установленные программой контрольно-переводные нормативы.
Продолжительность одного занятия на этапе начальной подготовки не должна превышать двух академических часов, на учебно-тренировочном этапе — трех.
Дополнительная образовательная программа по борьбе греко-римской.
Отличительная особенность данной программы заключается в поэтапном преемственном развитии обучающихся, начиная с 7 - летнего возраста.
В данной программе представлены модель построения системы многолетней подготовки, планы построения тренировочного процесса по годам обучения.
Цель программы — развитие физически здоровой и нравственно полноценной личности через учебно-тренировочные занятия, формирование устойчивых мотивов и потребностей в занятиях физической культурой и спортом, формирование навыков ЗОЖ.
Основные задачи:
- привлечь максимально возможное количество детей различного возраста к систематическим занятиям дзюдо;
- сформировать у учащихся основы здорового образа жизни, гигиенической культуры и препятствовать появлению вредных привычек;
- развивать физические качества учащихся, повышать функциональные возможности организма, укреплять здоровье и закаливать организм;
- приобретать необходимые теоретические знания в области физической культуры и избранного вида спорта – борьба, совершенствовать двигательные умения и навыки;
- организовать занятость детей во внеурочное время, (профилактика правонарушений и асоциального поведения);
Программа предусматривает освоение теоретических основ борьбы, обучение и методику преподавания техники и тактики борьбы. Организация и проведение соревнований по борьбе греко-римской, учебно-тренировочных сборов.
Основными формами учебно-тренировочного процесса являются: групповые учебно-тренировочные и теоретические занятия, медико-восстановительные мероприятия, тестирование и медицинский контроль, участие в соревнованиях и учебно-тренировочных сборах, инструкторская и судейская практика обучающихся.
В программе содержатся нормы и требования к результатам освоения учебной программы по борьбе греко-римской это:
- Овладение всеми знаниями и умениями в соответствии с программным материалом.
- Успешную сдачу контрольных, переводных и приёмных нормативов по ОФП.
- Выполнение юношеских и взрослых спортивных разрядов, соответственно году обучения.
- Высокий уровень физической подготовки учащихся как будущих защитников Отечества.
- Высокий уровень морально-волевых качеств и определенную систему ценностных ориентаций.
- Готовность дальнейшего совершенствования спортивного мастерства в других учебных заведениях по данному виду спорта.
Контроль за освоением курса обучения по программе отслеживается следующим образом:
- оценкой критериев эффективности подготовки обучающихся по данной программе служат нормативные требования по общей физической подготовке, технической и специальной подготовке.
- контрольное тестирование проводится два раза в год (октябрь, май).
Итогом освоения учебного курса программы ожидаются следующие результаты:
- стабильность учащихся в группах;
- рост индивидуальных показателей физических качеств;
- укрепление здоровья;
- приобретение навыков ЗОЖ и формирование общей культуры;
- положительная динамика спортивно-технического мастерства;
- достижение высоких спортивных результатов;
- воспитание патриотизма, уважения к правам и свободам человека.
Дополнительная общеобразовательная общеразвиващая программа по настольному теннису
Актуальность программы определяется основной тенденцией развития спорта: увеличение темпа игры, усложнение подач, усиление вращения мяча, над которой следует начинать работать еще в юном возрасте. Правильная постановка техники движений и их отработка, успешное совершенствование соревновательной деятельности является важным вопросом сегодняшнего дня.
Также, актуальность программы обусловлена запросом со стороны детей и их родителей на программы физкультурно – спортивной направленности.
Цель: удовлетворение индивидуальных потребностей, обучающихся в занятиях физической культурой и спортом, выявление одаренных детей в данном виде спорта через овладение основами настольного тенниса.
Задачи:
- Образовательные (предметные):
- приобретение необходимых знаний и практических навыков в области физической культуры и спорта;
- обучение технике и тактике настольного тенниса;
- научить правильно, регулировать физическую нагрузку;
- укрепление здоровья обучающихся.
- Метапредметные:
- развитие общих двигательных и специальных физических способностей, необходимых для овладения и совершенствования игрового навыка в избранным виде спорта;
- развитие основных функций мышления: анализа, сравнения, самоанализа, самоконтроля, самооценки;
-развитие внимания, зрительной памяти, воображения, мотивации достижения успеха;
- развитие умения выделять главное, анализировать происходящее и вносить коррективы в свои действия, постоянно контролировать себя;
- развитие всех физических качеств: быстроты, ловкости, гибкости, выносливости.
- Личностные:
- привитие интереса к спорту; воспитание спортивного трудолюбия;
- воспитание волевых качеств: целеустремленности, настойчивости, инициативности, смелости, решительности, уверенности в себе, самообладания, психологической устойчивости;
- воспитание силы воли посредством преодоления трудностей во время тренировочного и соревновательного процесса.
- Оздоровительные:
- развивать физические качества дошкольников;
- укреплять здоровье детей дошкольного возраста за счет повышения их двигательной активности;
- формировать социальное партнерство между преподавателями-тренерами и родителями в здоровьесберегающей сфере;
- актуализировать потребности детей в самопознании, саморазвитии, самосовершенствовании и формированию здоровья собственными силами.
Дополнительная общеразвивающая образоваельная программа по каратэ
Программапо каратэ составленавсоответствии:
ФЗ от 29.12.2012 г.; Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
Распоряжения Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р «Об утверждении
Концепции развития дополнительного образования детей»;
Устава и локальных нормативных актов СШ «Лидер»
Цель: создать оптимальные условия для возможности реализации физического идуховно-нравственного развития детей, разностороннего совершенствования физическихкачествиспособностейвединствес воспитаниемдуховных инравственных качеств,характеризующихобщественноактивнуюличность.
Задачи:
Основнымипринципаминавсехступеняхобучения являютсяпринципыпостепенностии доступности,т.е.соответствиеизучаемогоматериалавозрастуиподготовленностизанимающихся.
Данная программапокаратэявляется:
Образовательнойирассчитанаот1до3летобучения,взависимостиотжеланияипотребностейобучающихсяиихродителей(законныхпредставителей).
Программа ориентирована на всех желающих, не имеющих медицинскихпротивопоказанийдлязанятийданнымвидом(юноши,девушки).
Понаправлениюдеятельности-физкультурно-спортивная
Повидудеятельности-каратэ
Похарактерудеятельности- развивающая
По уровнюосвоенияпрограммы–группа начальной подготовки 1 год, учебно- тренировочный 2,3 год.
Поцелиобучения-спортивно-оздоровительная, познавательная
Пообразовательнымобластям-физическаякультураи спорт
Адресатом программы являются участники образовательного процесса учреждениядополнительного образования, то есть дети и подростки от 7 лет и старше, имеющиедопуск врача.
Программа рассчитана на учебную нагрузку: 1 –3 этап обучения 6 часов в неделю, 204 часа в год.
Учебный год начинается 15 сентября и рассчитан на 44 недели (при необходимостивозможны дополнительные тренировочные занятия. Организацияпроцессаобученияподчиненапринципупоследовательногорешениячастныхзадачсиспользованиемприэтоммногообразных методических приемов, что обеспечивает прогресс в развитии физическихидругихкачеств.
Учебныйплан содержитследующиепредметныеобласти:
- теория и методика физической культуры и спорта;
- общая физическая подготовка;
- избранный вид спорта;
- другие виды спорта и подвижные игры;
Общеразвивающая общеобразовательная программа "Бокс"
Цель программы – физическое развитие личности обучающихся через изучение техники и тактики бокса.
Задачи программы:
Воспитательные:
- Воспитывать потребность в самостоятельных занятиях физическими упражнениями;
- Воспитывать нравственные и волевые качества характера (смелость, настойчивость, упорство, терпение, воля и др.);
- Воспитывать позитивные межличностные отношения в коллективе, уважение к сопернику (поддержка, взаимовыручка, уважение, толерантность и др.).
Обучающие:
- Формировать основы здорового образа жизни;
- Обучать основным техническим элементам и тактическим приемам в боксе;
- Формировать систему знаний в области физической культуры, по истории развития бокса в России и за рубежом, по вопросам техники и тактики бокса.
Развивающие:
- Развивать двигательные способности (быстрота, ловкость, сила и выносливость), координацию движений;
- Формировать жизненно важные двигательные умения и навыки;
- Развивать специальные психофизические качеств (реакция, внимание, мышление), необходимые для занятий боксом.
Адресат программы: дети 7-17 лет. Программа предусмотрена для обучающихся с разным уровнем физической подготовки, как имеющих, так и не имеющих специальных спортивных навыков, проявляющих интерес к боксу. На занятия допускаются дети, годные по состоянию здоровья для занятий в данном виде спорта (здоровое сердце, легкие, нет травм головы) при наличии медицинских справок от участкового педиатра с допуском к занятиям.Занятия проводятся на протяжении всего учебного года, включая летний период. В летний период занятия проводятся в соответствии с учебной нагрузкой педагога.
Срок реализации: зависит от уровня физической подготовленности, способностей обучающегося к данному виду спорта, степени усвоения программного материала в соответствии с данными диагностики, наличием интереса и мотивации к продолжению изучения программы. Обучающиеся успешно освоившие стартовый уровень могут перейти на базовый, при успешном его завершении переводятся на продвинутый.
По форме организации: программа интегрированная.
Первый год обучения предусматривает ознакомление с основами бокса, предполагает использование и реализацию программного материала в общедоступных и универсальных формах, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы; направлен на формирование основ данного вида спорта и приобретение знаний и умений техники и тактики приемов бокса.
Форма организации занятий: групповая, индивидуальная, практическая – спаринги, парная.