«УТВЕРЖДАЮ» Директор МБУ ДО ДЮСШ «Лидер» «___»_____________2017г. ____________В.В. Михеев |
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детско-юношеская спортивная школа «Лидер»
городского поселения «Рабочий поселок Чегдомын»
Верхнебуреинского муниципального района
Хабаровского края
ПРОГРАММА РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
Сроки реализации программы 2017-2019год
п. Чегдомын 2017г.
Одаренные дети - наше достояние. Раннее выявление, воспитание и обучение талантливых детей является прекрасной возможностью для качественного и эффективного образования в учреждении дополнительного образования. Талант - это дар божий, который надо постараться сохранить и приумножить. Мировой опыт показывает, что часто вера в возможности воспитанника, помноженная на мастерство педагогов и родителей, способны творить чудеса. В жизни важно даже не то, что дала человеку природа, а то, что он сумел сделать с тем даром, который у него есть.
Цель программы: создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей в МБУ ДО ДЮСШ «Лидер».
Задачи программы:
- Создание условий для интеллектуального, творческого, физического развития одаренных детей и их личностного роста.
- Создание и функционирование системы поиска и диагностики талантливых и одаренных детей.
- Информационно-методическое обеспечение участников Программы.
- Создание, разработка и внедрение инновационных технологий в образовательный процесс, в работе с одарёнными детьми.
- Развитие познавательной активности обучающихся, исследовательских умений и навыков, ознакомление с методами и приемами научного поиска.
- Расширение пространства повышения квалификации тренеров ДЮСШ «Лидер, как условия методического поиска и творчества в работе с одаренными воспитанниками.
Концепция работы с одаренными детьми
Такие особенности воспитанников, как развитый интеллект, высокий уровень творческих возможностей и активная познавательная потребность, позволяют утверждать, что эти дети, которых можно назвать одаренными. В дальнейшем опираемся на "рабочее" определение одаренных детей.
К группе одаренных детей могут быть отнесены обучающиеся ДЮСШ «Лидер», которые:
- имеют более высокие по сравнению с большинством остальных сверстников физические способности, и их проявления,
- имеют доминирующую, активную познавательную потребность,
- испытывают радость от умственного или творческого труда, занятий спортом.
Для реализации цели программы необходимы следующие действия:
- знакомство тренеров с научными данными о психологических особенностях и методических приемах, эффективных при работе с одаренными детьми;
- проведение целенаправленных наблюдений образовательной деятельностью воспитанников для выявления детей, показывающих высокую результативность в разных или одной областях деятельности;
- подбор и проведение специальных тестов, позволяющих определить наличие одаренности;
- отбор тех методов, форм и приемов, которые способствуют развитию физических способностей, самостоятельности мышления и инициативности детей;
- предоставление возможности совершенствовать способности в совместной деятельности с тренером;
- разработка гибких индивидуальных программ обучения воспитанников, чья одаренность в определенных областях уже выявлена;
- проявление уважения к индивидуальности воспитанника.
Этапы реализации программы.
1 этап: диагностико - прогностический, методологический
Обучение педагогического коллектива методам и формам работы с одаренными детьми. Мониторинг одаренности.
2 этап: деятельностный
Продолжение работы по выявлению одаренных и способных детей на ранних этапах обучения. Апробация индивидуальных программ для воспитанников повышенного образовательного уровня.
3 этап: итоговый
Создание банка данных "Одаренные дети", включающий информацию о тренерах, работающих с одаренными детьми, об одаренных детях, об индивидуальных образовательных программах, о научно-педагогической литературе. Рефлексия, обобщение опыта и подведение итогов реализации программы.
Ожидаемый результат.
Создана система выявления, поддержки и развития одаренных детей в МБУ ДО ДЮСШ «Лидер»
Расширено пространство повышения квалификации тренеров, работающих с одаренными детьми.
Создан банк данных "Одаренные дети", включающий информацию о педагогах, работающих с одаренными детьми, об одаренных детях, об индивидуальных образовательных программах, о научно-педагогической литературе.
В результате реализации программы воспитанники объединений, спортивной секции повысят свой уровень достижений в разных областях деятельности, получат наивысшую степень удовлетворенности от обучения.
Критерии оценки эффективности ожидаемых результатов
Количественные и качественные показатели участия воспитанников в районных, краевых, всероссийских спортивных мероприятиях.
Положительная динамика проявления интереса воспитанников к исследовательской деятельности.
Положительная динамика проявления интереса тренеров к исследовательской деятельности.
Рост профессионального мастерства тренеров, отраженный в "портфолио".
Уровень социальной успешности выпускников.
Создание условий для развития детской одаренности в ДЮСШ «Лидер».
Развитие одаренности воспитанников возможно при реализации следующих условий:
- поиск технологий, методик по выявлению одаренных детей.
- методический совет ДЮСШ;
- профессиональная компетентность тренеров.
- стимулирование и поощрение одаренных воспитанников;
- стимулирование тренеров.
- реализация индивидуальных развивающих программ для воспитанников;
- выбор технологий по развитию детской одаренности;
- планирование траектории развития одаренных воспитанников;
- повышение квалификации тренеров по данному направлению деятельности;
- побудительно-интенсифицирующая деятельность тренера.
- награждение подарками и денежными премиями за победу воспитанников в соревнованиях и т.д. разных уровней;
- информация об успехах и достижениях тренеров ДЮСШ «Лидер» в СМИ;
- информация об успехах и достижениях воспитанников ДЮСШ «Лидер» в СМИ;
- выдвижение тренеров на награждение Почетными грамотами, благодарственными письмами и отраслевыми наградами разного уровня;
- устное поощрение на производственных совещаниях, собраниях.
- награждение дипломами, грамотами, благодарственными письмами за высокие достижения в творческой и спортивной деятельности;
- занесение в Книгу почета;
- информация об успехах и достижениях воспитанников ДЮСШ «Лидер» в СМИ;
- обеспечение участия в соревнованиях разных уровней.
- постоянно стимулировать и мотивировать положительное отношение воспитанников к саморазвитию и самореализации через работу в зоне ближайшего развития, создание ситуаций успеха, обеспечение психологического и физического здоровья детей;
- стимулировать мотивацию обучения через удовлетворение потребностей воспитанников в общении и деловом сотрудничестве с тренерами;
- способствовать развитию творческого потенциала воспитанников, сохранять их эмоциональное благополучие, веру в свои силы, дать толчок к саморазвитию и самореализации;
- стимулировать любознательность, познавательные интересы и способности.
Информационно-методическое обеспечение процесса управления развитием одаренных детей и подростков
Содержание деятельности |
Сроки |
Ответственный |
Ознакомление с приемами целенаправленного педагогического наблюдения. |
педагогически совет, зам. директора . |
|
Ознакомление с имеющимся практическим опытом работы по данному направлению деятельности. |
Методический совет |
|
Ознакомление с рекомендациями по работе с одаренными детьми. |
Методический совет |
|
Организация для педагогов обзоров научно-методической литературы по данному направлению. |
Методический совет |
|
Подбор и накопление литературы, необходимой для самообразования. |
Зам. директора, тренера. |
|
Создание банка материалов и специальных тестов, позволяющих определить наличие одаренности. |
Зам. Директора |
|
Организация психолого-педагогического просвещения родителей способных и одарённых воспитанников. |
Зам. директора, тренера, |
|
Прохождение курсов повышения квалификации по данному направлению. |
Зам. директора, тренера. |
Заключение.
Тему одаренных и талантливых детей можно назвать одной из самых интересных и актуальных в современной педагогике и психологии. Никто не станет отрицать, что научно-технический прогресс страны, да и благополучие общества во многом зависит от интеллектуального и творческого потенциала людей.
Нельзя пренебречь заботой о том, чтобы сберечь, развить ростки необычных способностей. Дети, превосходящие сверстников, проявляющие особые умственные, творческие, спортивные возможности, могли бы своевременно получать более углубленное образование, раньше включаться в творческую жизнь.
Дополнительное образование - составная часть непрерывного образования и естественный партнер общеобразовательной школы, где на первый план выходит личность ребёнка, а не учебные программы в своём формализованном виде.
Такой подход ставит во главу работы индивидуализацию как совместную деятельность педагога и обучающегося по развитию того особенного, единичного и неповторимого, что заложено в данном ребенке от природы и приобретено им в жизненном опыте.
Смысловой и конструктивной единицей системы работы с одаренными детьми в МБУ ДО ДЮСШ «Лидер» является ситуация совместной продуктивной и творческой деятельности тренера и ребенка, тренера и группы воспитанников.
Развитие творческого потенциала одаренных обучающихся предполагает разработку и реализацию специальных программ. В эти программы должны быть включены, наряду с более сложными и дополнительными материалами, разработки по развитию творческих способностей детей, коммуникативных, лидерских и иных личностных качеств, способствующих дальнейшей социальной адаптации одаренных детей.
Литературные источники и практический опыт показывает, что для развития таланта, одаренные дети должны свободно распоряжаться временем и пространством, обучаться по обширному плану и чувствовать индивидуальную заботу и внимание со стороны тренера.