МБУ ДО ДЮСШ

Created jtemplate joomla templates

 

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МБУ ДО ДЮСШ «Лидер»

«___»_____________2017г.

____________В.В. Михеев

Муниципальное бюджетное  учреждение дополнительного образования детско-юношеская спортивная школа «Лидер»

городского поселения «Рабочий поселок Чегдомын»

Верхнебуреинского муниципального района

Хабаровского края

ПРОГРАММА РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ

Сроки реализации программы 2017-2019год

п. Чегдомын 2017г.

Одаренные дети - наше достояние. Раннее выявление, воспитание и обучение талантливых детей является прекрасной возможностью для качественного и эффективного образования в учреждении дополнительного образования. Талант - это дар божий, который надо постараться сохранить и приумножить. Мировой опыт показывает, что часто вера в возможности воспитанника, помноженная на мастерство педагогов и родителей, способны творить чудеса. В жизни важно даже не то, что дала человеку природа, а то, что он сумел сделать с тем даром, который у него есть.

Цель программы: создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей в МБУ ДО ДЮСШ «Лидер».

Задачи программы:

  • Создание условий для интеллектуального, творческого, физического развития одаренных детей и их личностного роста.
  • Создание и функционирование системы поиска и диагностики талантливых и одаренных детей.
  • Информационно-методическое обеспечение участников Программы.
  • Создание, разработка и внедрение инновационных технологий в образовательный процесс, в работе с одарёнными детьми.
  • Развитие познавательной активности обучающихся, исследовательских умений и навыков, ознакомление с методами и приемами научного поиска.
  • Расширение пространства повышения квалификации тренеров ДЮСШ «Лидер, как условия методического поиска и творчества в работе с одаренными воспитанниками.

Концепция работы с одаренными детьми

Такие особенности воспитанников, как развитый интеллект, высокий уровень творческих возможностей и активная познавательная потребность, позволяют утверждать, что эти дети, которых можно назвать одаренными. В дальнейшем опираемся на "рабочее" определение одаренных детей.

К группе одаренных детей могут быть отнесены обучающиеся ДЮСШ «Лидер», которые:

  • имеют более высокие по сравнению с большинством остальных сверстников физические способности, и их проявления,
  • имеют доминирующую, активную познавательную потребность,
  • испытывают радость от умственного или творческого труда, занятий спортом.

Для реализации цели программы необходимы следующие действия:

  • знакомство тренеров с научными данными о психологических особенностях и методических приемах, эффективных при работе с одаренными детьми;
  • проведение целенаправленных наблюдений образовательной деятельностью воспитанников для выявления детей, показывающих высокую результативность в разных или одной областях деятельности;
  • подбор и проведение специальных тестов, позволяющих определить наличие одаренности;
  • отбор тех методов, форм и приемов, которые способствуют развитию физических способностей, самостоятельности мышления и инициативности детей;
  • предоставление возможности совершенствовать способности в совместной деятельности с тренером;
  • разработка гибких индивидуальных программ обучения воспитанников, чья одаренность в определенных областях уже выявлена;
  • проявление уважения к индивидуальности воспитанника.

Этапы реализации программы.

1 этап: диагностико - прогностический, методологический

Обучение педагогического коллектива методам и формам работы с одаренными детьми. Мониторинг одаренности.

2 этап: деятельностный

Продолжение работы по выявлению одаренных и способных детей на ранних этапах обучения. Апробация индивидуальных программ для воспитанников повышенного образовательного уровня.

3 этап: итоговый

Создание банка данных "Одаренные дети", включающий информацию о тренерах, работающих с одаренными детьми, об одаренных детях, об индивидуальных образовательных программах, о научно-педагогической литературе. Рефлексия, обобщение опыта и подведение итогов реализации программы.

Ожидаемый результат.

Создана система выявления, поддержки и развития одаренных детей в МБУ ДО ДЮСШ «Лидер»

Расширено пространство повышения квалификации тренеров, работающих с одаренными детьми.

Создан банк данных "Одаренные дети", включающий информацию о педагогах, работающих с одаренными детьми, об одаренных детях, об индивидуальных образовательных программах, о научно-педагогической литературе.

В результате реализации программы воспитанники объединений, спортивной секции повысят свой уровень достижений в разных областях деятельности, получат наивысшую степень удовлетворенности от обучения.

Критерии оценки эффективности ожидаемых результатов

Количественные и качественные показатели участия воспитанников в районных, краевых, всероссийских спортивных мероприятиях.

Положительная динамика проявления интереса воспитанников к исследовательской деятельности.

Положительная динамика проявления интереса тренеров к исследовательской деятельности.

Рост профессионального мастерства тренеров, отраженный в "портфолио".

Уровень социальной успешности выпускников.

Создание условий для развития детской одаренности в ДЮСШ «Лидер».

Развитие одаренности воспитанников возможно при реализации следующих условий:

  • поиск технологий, методик по выявлению одаренных детей.
  • методический совет ДЮСШ;
  • профессиональная компетентность тренеров.
  • стимулирование и поощрение одаренных воспитанников;
  • стимулирование тренеров.
  • реализация индивидуальных развивающих программ для воспитанников;
  • выбор технологий по развитию детской одаренности;
  • планирование траектории развития одаренных воспитанников;
  • повышение квалификации тренеров по данному направлению деятельности;
  • побудительно-интенсифицирующая деятельность тренера.
  • награждение подарками и денежными премиями за победу воспитанников в соревнованиях и т.д. разных уровней;
  • информация об успехах и достижениях тренеров ДЮСШ «Лидер» в СМИ;
  • информация об успехах и достижениях воспитанников ДЮСШ «Лидер» в СМИ;
  • выдвижение тренеров на награждение Почетными грамотами, благодарственными письмами и отраслевыми наградами разного уровня;
  • устное поощрение на производственных совещаниях, собраниях.
  • награждение дипломами, грамотами, благодарственными письмами за высокие достижения в творческой и спортивной деятельности;
  • занесение в Книгу почета;
  • информация об успехах и достижениях воспитанников ДЮСШ «Лидер» в СМИ;
  • обеспечение участия в соревнованиях разных уровней.
  • постоянно стимулировать и мотивировать положительное отношение воспитанников к саморазвитию и самореализации через работу в зоне ближайшего развития, создание ситуаций успеха, обеспечение психологического и физического здоровья детей;
  • стимулировать мотивацию обучения через удовлетворение потребностей воспитанников в общении и деловом сотрудничестве с тренерами;
  • способствовать развитию творческого потенциала воспитанников, сохранять их эмоциональное благополучие, веру в свои силы, дать толчок к саморазвитию и самореализации;
  • стимулировать любознательность, познавательные интересы и способности.

Информационно-методическое обеспечение процесса управления развитием одаренных детей и подростков

Содержание деятельности

Сроки

Ответственный

Ознакомление с приемами целенаправленного педагогического наблюдения.

 

педагогически совет, зам. директора .

Ознакомление с имеющимся практическим опытом работы по данному направлению деятельности.

 

Методический совет

Ознакомление с рекомендациями по работе с одаренными детьми.

 

Методический совет

Организация для педагогов обзоров научно-методической литературы по данному направлению.

 

Методический совет

Подбор и накопление литературы, необходимой для самообразования.

 

Зам. директора, тренера.

Создание банка материалов и специальных тестов, позволяющих определить наличие одаренности.

 

Зам. Директора

Организация психолого-педагогического просвещения родителей способных и одарённых воспитанников.

 

Зам. директора, тренера,

Прохождение курсов повышения квалификации по данному направлению.

 

Зам. директора, тренера.

Заключение.

Тему одаренных и талантливых детей можно назвать одной из самых интересных и актуальных в современной педагогике и психологии. Никто не станет отрицать, что научно-технический прогресс страны, да и благополучие общества во многом зависит от интеллектуального и творческого потенциала людей.

Нельзя пренебречь заботой о том, чтобы сберечь, развить ростки необычных способностей. Дети, превосходящие сверстников, проявляющие особые умственные, творческие, спортивные возможности, могли бы своевременно получать более углубленное образование, раньше включаться в творческую жизнь.

Дополнительное образование - составная часть непрерывного образования и естественный партнер общеобразовательной школы, где на первый план выходит личность ребёнка, а не учебные программы в своём формализованном виде.

Такой подход ставит во главу работы индивидуализацию как совместную деятельность педагога и обучающегося по развитию того особенного, единичного и неповторимого, что заложено в данном ребенке от природы и приобретено им в жизненном опыте.

Смысловой и конструктивной единицей системы работы с одаренными детьми в МБУ ДО ДЮСШ «Лидер» является ситуация совместной продуктивной и творческой деятельности тренера и ребенка, тренера и группы воспитанников.

Развитие творческого потенциала одаренных обучающихся предполагает разработку и реализацию специальных программ. В эти программы должны быть включены, наряду с более сложными и дополнительными материалами, разработки по развитию творческих способностей детей, коммуникативных, лидерских и иных личностных качеств, способствующих дальнейшей социальной адаптации одаренных детей.

Литературные источники и практический опыт показывает, что для развития таланта, одаренные дети должны свободно распоряжаться временем и пространством, обучаться по обширному плану и чувствовать индивидуальную заботу и внимание со стороны тренера.